Происхождение
Из-за политики, проводимой Сафие в годы её царствования как валиде, её происхождение часто связывают с происхождением её свекрови венецианки Нурбану-султан[2]; согласно версии о родстве этих двух султанш, Сафие была дочерью Леонардо Баффо — венецианского губернатора Корфу, была захвачена в плен мусульманскими пиратами и подарена в султанский гарем в 1562 году. Однако, вероятнее всего девушка была родом из албанской деревни Рези, располагавшейся в Дукагинском нагорье[en][3][4][5][6].
Девушка была куплена Михримах-султан, дочерью султана Сулеймана I и Хюррем-султан, которая подарила её в 1563 году своему племяннику, будущему султану Мураду III; на тот момент ей было около тринадцати лет[7]. В гареме Мурада девушка получила имя Сафие и стала наложницей наследника Османского трона. В 1568 году Сафие родила своего первого сына — будущего султана Мехмеда III.
Фаворитка султана
Вплоть до восшествия Мурада III на престол и долгие годы после этого Сафие оставалась его единственной наложницей. Нурбану Султан советовала сыну брать других наложниц для блага династии, поскольку к 1581 году в живых оставался только один шехзаде — сын Мурада и Сафие, Мехмед[8]. Остальные сыновья, рождённые Сафие, умерли в раннем детстве, во время или вскоре после рождения. В 1583 году Нурбану обвинила Сафие в колдовстве, которое сделало Мурада импотентом, неспособным взять новую наложницу; нескольких слуг Сафие арестовали и пытали[9]. Вскоре после этого сестра Мурада, Эсмехан-султан, подарила брату двух красивых рабынь, которых он принял и сделал своими наложницами. В течение последующих нескольких лет Мурад стал отцом двадцати сыновей и двадцати семи дочерей[3].
В венецианских докладах говорится о том, что несмотря на первоначальную горечь из-за связей Мурада с другими женщинами, Сафие держалась с достоинством и не показывала ревности к наложницам Мурада. Позднее Сафие сама покупала красивых рабынь для гарема, чем заслужила благодарность султана, который продолжал ценить её и советоваться с ней по политическим вопросам, особенно после смерти Нурбану. В последние годы жизни и правления Мурада Сафие вновь стала его единственной наложницей и спутницей. По сообщениям венецианских и английских послов, несмотря на влияние, оказываемое Сафие на султана, Мурад так и не сделал её своей законной женой, хотя историк Мустафа Али утверждал обратное[3]. Существует мнение, что враги его матери отговорили Мурада от заключения брака с Сафие, поскольку считали, что в этом случае султан не проживёт долго, как это было с его отцом[8].
Согласно донесениям послов за 1594 год, Мурад был недоволен популярностью своего старшего сына, особенно среди янычар, которые недолюбливали неповоротливого в силу огромной тучности султана, и опасался, что тот свергнет его с престола. Известно, что Сафие предупреждала сына о возможном его убийстве, которое, однако, не состоялось[8].
Валиде-султан
Со смертью Мурада III в 1595 году Сафие стала валиде-султан при сыне Мехмеде III; в дальнейшем Сафие стала одной из самых могущественных матерей султана в Османской империи. До смерти Мехмеда III в 1603 году политика страны определялась партией, которую возглавляла Сафие совместно с Газанфером-агой, главой белых евнухов[en], и главой Эндеруна[10].
Став валиде, Сафие получила огромную власть и большой доход: во второй половине правления Мехмеда III Сафие получала только в качестве жалования 3000 акче в день; кроме того, доход приносили земли, отданные под нужды валиде-султан. Когда Мехмед III отправился в поход на Венгрию в 1596 году, он даровал своей матери право управления казной. На время своего правления Сафие убедила сына назначить на пост великого визиря её зятя Ибрагима-пашу[11]. Назначение зятя на главный пост империи оказалось не вполне удачным: секретарь английского посла писал, что как-то из дворца Сафие «увидела несколько лодок на реке [Босфор], плывших вместе. Королева-мать послала слугу выяснить, что же происходит [и] ей сказали, что визирь совершает правосудие над блудницами [шлюхами]». Недовольная Сафие отчитала зятя и сообщила ему, что её сын оставил его управлять городом, а не истреблять женщин[12].
Крупный кризис власти как валиде Сафие претерпела из-за своей зависимости от киры Эсперансы Малхи[tr][13]. Кирами обычно становились женщины не исламской веры (как правило, еврейки), которые выступали в качестве бизнес-агента, секретаря и посредника между женщинами гарема и внешним миром. В 1600 году сипахи восстали против матери султана из-за влияния Эсперансы и её сына, которые накопили богатство в размере более 50 миллионов акче. Сафие позволяла своей кире наживаться на всем гареме и даже запускать руку в казну; в конце концов, Малхи вместе с сыном была жестоко убита сипахами. Мехмед приказал казнить главарей бунтовщиков, так как сын киры был советником Сафие и, таким образом, слугой самого султана. Поскольку солдаты могли заподозрить, что валиде имеет излишнее влияние на султана, Сафие посоветовала подписать указы о казни великому визирю[14].
Сафие сыграла немалую роль в казни её внука Махмуда в 1602 году: именно Сафие перехватила сообщение, отправленное матери Махмуда, Халиме Султан, религиозным провидцем, который предсказал, что Мехмед III умрёт в течение шести месяцев и ему будет наследовать его старший сын. Согласно записям английского посла, Махмуд был расстроен тем, «что его отец находится под властью старой султанши, его бабушки, и государство рушится, так как она ничто не уважает так, как собственное желание получать деньги, о чём часто сокрушается его мать [Халиме Султан]», которая была «не по душе королеве-матери»[15]. Султан стал подозревать сына в заговоре и ревновать к популярности шехзаде и приказал задушить Махмуда.
Информационная табличка в тюрбе султана Мурада III, где похоронена Сафие
В декабре 1603 года Мехмед III умер и султаном стал его сын от Хандан Султан — Ахмед I. Одним из первых его решений было лишить власти Сафие: она была сослана в Старый дворец в январе 1604 года[16]. После смерти Ахмеда I в 1617 году на троне оказался его брат Мустафа I, мать которого, Халиме Султан, стала как валиде получать 3000 акче в день. В 1618 году Мустафа I был смещён с трона; Халиме была отправлена в Старый дворец, где стала получать только 2000 акче. В первые месяцы нахождения Халиме в Старом дворце Сафие ещё была жива и упоминалась в документах о выплате жалования в ноябре 1618 года; Сафие как старшая валиде получала 3000 акче в день. Поскольку дальнейших сведений о жизни Сафие в Старом дворце нет, можно предположить, что умерла она в конце 1618 — начале 1619 года[17]. Сафие была похоронена в мечети Ая-Софья в тюрбе Мурада III.
Внешняя политика
Сафие, как и её предшественница Нурбану, придерживалась в основном про-венецианской политики и регулярно ходатайствовала от имени венецианских послов, один из которых, Лоренцо Бернардо, описал её в сенате как «женщину слова, надёжную… и я сообщаю, что лишь в ней одной нашёл я истину в Константинополе. Я считаю вполне разумным сохранять её расположение к нам, преподнося ей от случая к случаю какие-нибудь прелестные вещицы, которые могли бы внушить ей чувство благодарности»[18][19].
Сафие так же поддерживала хорошие отношения с Англией. Она убедила Мехмеда III взять с собой в поход в Венгрию английского посла[20]. Кроме того, Сафие вела личную переписку с королевой Елизаветой I и обменивалась с ней подарками: так Сафие получила портрет английской королевы в обмен на «два одеяния из серебряной ткани, один пояс из серебряной ткани и два носовых платка с золотой окантовкой»[21]. В письме от 1599 года Сафие отвечает на предложение Елизаветы о добрых отношениях между империями: «Я получила ваше письмо… Даст Бог, я буду принимать меры в соответствии с тем, о чём вы написали. [Даст Бог буду] иметь доброе сердце в этом плане. Я постоянно наставляю моего сына, Падишаха, действовать согласно договору. Я не пренебрегаю говорить с ним в такой манере. Даст Бог, вы не испытываете горя в этом отношении. Возможно вы тоже всегда будете тверды в дружбе. Даст Бог, наша дружба никогда не умрёт. Вы послали мне карету и она была доставлена. Я принимаю её с удовольствием. И я послала вам халат, кушак, два больших полотенца с золотой вышивкой, три носовых платка, и рубиновые и жемчужные тиары. Надеюсь, вы простите [за ничтожность даров]»[22]. В крытом экипаже, о которой Сафие говорит в письме, она часто выезжала в город, чем вызывала недовольство народа: излишне роскошная карета считалась неподобающей для гаремных женщин. Обмен письмами и подарками между Сафие и Елизаветой, в отличие от обмена в целях поддержания дипломатических, экономических или военных отношений, совершался с позиции, показывавшей мощь султанши и королевы соответственно[23].
Необычным явлением в отношении Сафие к Англии было её влечение к Полу Пиндару, секретарю английского посла, доставившего Сафие карету от Елизаветы I. По словам Томаса Даллама, который доставил Мехмеду III орган в подарок от английской королевы[19], «султане [sic] очень нравился мистер Пиндер и она послала за ним для личной встречи, но их встреча была пресечена»[24].
Строительство
Новая мечеть, строительство которой начала валиде Сафие Султан, а закончила валиде Турхан Султан
Сафие также известна тем, что начала строительство Новой мечети в Эминёню в 1597 году. Район Эминёню был коммерческим центром Стамбула, в котором проживали, преимущественно, евреи. Выбор именно этого района для строительство большой мечети был очевиден: Сафие Султан рассчитывала расширить сферу исламского влияния в пределах города[25][26], спекулируя на растущем недовольстве местных и иностранных торговцев, которым причиняло вред увеличение мощи и влияния их еврейских коллег, что дало Сафие оправдание для конфискации имущества торговцев. Однако увеличение расходов, связанных со строительством, вызывало резкую критику. В частности, янычар возмущала растущая политическая сила валиде-султан и они верили, что мечеть — ненужные расходы. После смерти Мехмеда III в 1603 году Сафие была отправлена в Старый дворец; строительство мечети было прекращено. В 1660 году площадь, где находилась недостроенная мечеть, пострадала от пожара[27]. Пожар привлёк внимание валиде Турхан Султан и к самой мечети, строительство которой по её приказу было завершено в 1665 году[28][25].
В 1598 году в Каире было открыто медресе, носившее имя Сафие; также в 1610 году там же была открыта мечеть Ал-Малика Сафие, построенная бывшим рабом Сафие, Османом-агой, и названной в честь его госпожи[29].