великий визирь Османской империи
Происхождение
Паргалы Ибрагим-паша
Ибрагим родился в христианской семье рыбака из Парги (отсюда пошло и его прозвище — Паргалы), территория современной Греции, в те времена бывшей владениями Венецианской республики[3][4][5][6][7][8][9]. В детстве он был похищен пиратами или захвачен при военном набеге и попал во дворец в Манисе в Западной Анатолии, где наследные принцы (шехзаде) Османской империи получали образование. Существуют разные версии того, как именно Ибрагим оказался во дворце Манисы: по одной из версий он был сразу продан во дворец; по другой, его купила некая богатая вдова, которая заботилась о ребёнке, дала ему образование (в частности музыкальное), а затем подарила мальчика будущему султану Сулейману I[10]; ещё одна версия, восходящая к современнику, Джовио, говорит о том, что Ибрагим стал рабом в доме Искендера-паши, который и захватил его в плен[11]. Вполне вероятно, что отчасти верны обе последних версии: Ибрагим был захвачен в плен, куплен Искандером-пашой, отдан им вдовой дочери, которая заботилась о ребёнке; когда в Эдирне, где жила эта женщина, в 1514 году приехал Сулейман, она подарила Ибрагима ему[10].
Точная дата рождения Ибрагима неизвестна, однако сохранились документы, в которых утверждается, что сам Ибрагим говорил, что родился в ту же неделю, что и Сулейман, то есть в 1494 году[9].
Ибрагим быстро подружился с будущим султаном, который был его сверстником. Он обучался вместе с Сулейманом[источник не указан 66 дней], знал несколько языков: он владел османским, итальянским, персидским, не забыв при этом родного греческого[12]; любил читать различные книги по истории и географии[12]. После вступления Сулеймана на Османский престол в 1520 году Ибрагим был удостоен различных званий, в том числе и поста хранителя султанских покоев.
Великий визирь
Практически все великие визири, как до Ибрагима-паши, так и после него, перед тем, как получить назначение на высший пост, проходили последовательно ступени карьеры. Зарекомендовав себя на невысоких постах, поднимались выше, потом получали пост третьего визиря, потом второго (с ростом империи число визирей выросло до шести). После смерти или снятия с поста великого визиря, его место занимал второй визирь, место второго визиря — третий. Иногда происходило перетасовывание постов, или же двух визирей меняли местами. Когда в 1523 году Пири-паша, назначенный на этот пост ещё отцом Сулеймана, Селимом I, в 1518 году, ушёл в отставку, его пост должен был получить второй визирь Хаин Ахмед-паша. Сулейман же хотел заменить вельмож Селима на свои креатуры, поэтому он неожиданно для всех назначил великим визирем своего раба, близкого друга и фаворита, Ибрагима.
Это породило сразу целый комплекс проблем. Во первых, Ибрагим был чужаком в османском истеблишменте, как для потомков османского нобилитета (по рождению), так и для выходцев из девширме (которые обучались в Эндеруне). Он не имел за собой поддержки в виде репутации, поскольку до этого не занимал постов, иначе как лично при Сулеймане, и не имел других заслуг, кроме дружбы и доверия султана. А чиновничество в штыки воспринимает выскочек. В битве при Адане Херсекли Ахмед-паша потерпел поражение, был ранен и пленён в основном потому, что более опытные и старшие по возрасту паши, командовавшие войсками, над которыми Ахмеда поставили главным, не желали ему подчиняться.
Кроме того, как показали дальнейшие события, Хаин Ахмед-паша был крайне обижен. Попросив назначение бейлербеем в Египет, он взбунтовался и в 1524 году Айяс Мехмед-паша был послан подавить восстание. Ахмеда-пашу победили благодаря предательству и казнили в 1524 году. Ибрагиму пришлось лично прибыть в Каир для наведения порядка и налаживания управления провинцией.
Дипломат
Аудиенция великого визиря во дворце Топкапы, Жан-Батист ван Мур, 1724
На дипломатическом фронте Ибрагим-паша был очень успешен. Он договорился о выгодных сделках с лидерами католических держав. Венецианские дипломаты даже назвали его «Ибрагим Великолепный», обыгрывая эпитет султана Сулеймана[13].
В 1533 году он провел переговоры с послами короля Испании Карла V насчет Венгрии. Хотя переговоры прошли успешно и это принесло Османской империи дипломатическую победу, Ибрагим-паша на этих переговорах повел себя как настоящий временщик, который правит Османской империей вместо самого султана Сулеймана.
В 1535 году Ибрагим-паша в ходе переговоров с французским посланником Жаном де ла Форетом подписал монументальное соглашение — капитуляцию с Франциском I, которое дало Франции благоприятные торговые права в Османской империи в обмен на совместные действия против Габсбургов[14]. Это соглашение могло бы создать основу для совместных франко-турецких военно-морских учений, в том числе базирования флота Оттоманской империи на юге Франции (в Тулоне) в течение зимы 1543—1544 гг.
Военачальник и чиновник
Высокая Порта — канцелярия великого визиря и дивана
После вступления Сулеймана на Османский престол в 1520 году он был удостоен различных званий, в том числе и поста хранителя султанских покоев.
После назначения на пост великого визиря 27 июня 1523 года Ибрагим-паша продолжал получать другие дополнительные должности и титулы от султана, и его влияние в Османской империи стало почти столь же абсолютным, как и влияние самого Сулеймана.
Хотя он уже давно принял ислам, он поддерживал родственные связи и даже вывез своих родителей, чтобы жить с ними в османской столице[15].
В 1524 году Ибрагим-паша был вынужден подавлять мятеж египетского наместника Хаин Ахмеда-паши, а в начале второй половины 1520-х гг. его султан Сулейман отправил на подавление восстания во главе с проповедником — мехди Календаром Челеби в Анатолии.
Его дворец на площади Султанахмет в Стамбуле в настоящее время — музей турецкого и исламского искусства. Дворец построен с явно оборонительной концепцией и мог выдержать длительную и мощную осаду (Ибрагим имел грозных соперников).
Ибрагим-паша принимал участие во всех военных кампаниях султана Сулеймана. В частности, он в звании сераскира командовал армией Османской империи во время Мохачского сражения 1526 года, осады Вены 1529 года и Персидского похода 1534—1535 гг. Опытный командир армии Сулеймана, он в конце концов попал в немилость после неосторожности, совершённой во время кампании против тюрко-персидской империи Сефевидов, когда он наградил себя прозвищем, включающим слово «султан»[16]. В частности, этот титул именовался Султан Сераскир, что было серьёзным оскорблением для Сулеймана. Этот инцидент запустил серию событий, которые в итоге привели к его казни в 1536 году.
Предпосылки краха
Когда в 1520 году султан Сулейман взошел на престол, в гареме дворца Топкапы появилась славянская рабыня, взятая в плен татарами. Её настоящее имя неизвестно, европейцы называли её Роксолана, в истории Турции она стала известна под именем Хюррем-султан, а писатели и поэты с XIX века стали называть её Анастасия (Александра) Гавриловна Лисовская. Именно Роксолана сумела низвергнуть Ибрагима-пашу, борясь с ним за влияние на султана.
Негативно на жизнь Ибрагима-паши также повлияла его соперничество с главным казначеем Османской империи Искендером Челеби. Когда в 1534 году султан Сулейман возобновил войну с шахом Персии Тахмаспом, он отправил армию во главе с Ибрагимом-пашой в поход на столицу Сефевидской державы Тебриз. Хотя поход был успешен, конфликт между Ибрагимом-пашой и Искендером Челеби, который принял участие в походе в качестве помощника сераскира, обострился. После того, как султан прибыл в действующую армию и захватил Багдад, Искендер Челеби был обвинен в дезорганизации снабжения турецких войск и вскоре казнен через повешение.
Существует легенда, что призрак казненного дефтердара прибыл к султану во время сна и Сулейман после этого поклялся предать казни Ибрагима-пашу.
Тело Паргалы Ибрагима-паши несут из его дворца к лодке, чтобы отвезти в Галату.
Казнь
В ранние годы дружбы Сулейман якобы поклялся, что Ибрагим никогда не может быть казнён во время правления Сулеймана[17][18].
Поскольку Сулейман поклялся не отнимать жизнь у Ибрагима в годы своего же правления, то кадий Стамбула Эбуссууд-эфенди дал ему такое толкование: «Жизнь — это активность, когда мы спим — мы не живем. Пусть он умрёт, когда ты спишь»[19]. Дженкинс приводит этот рассказ со ссылкой на Бодьера, но указывает, что каких-либо других доказательств в документах она не обнаружила[20].
15 марта 1536 года во время празднования Рамадана Ибрагим-паша по давней дружеской традиции ужинал с Сулейманом ночью во дворце Топкапы. Утром следующего дня в покоях было обнаружено его тело. Как это описал Доменико Тревизано, венецианский посол: «…со следами, говорящими, что он был удавлен после свирепой борьбы»[21]. Покрытый чёрной попоной конь отнес тело великого визиря к его дому, и оно было спешно захоронено в дервишском монастыре в Галате без какого-либо памятника, отмечающего место могилы.
Огромные богатства, как было принято в империи после смерти великого визиря, были немедленно конфискованы и отошли в казну. Так сбылись предчувствия Ибрагима, которые он высказал в начале своего блистательного пути, умоляя султана Сулеймана не возвышать его чрезмерно[источник не указан 66 дней], предполагая, что это определит его скорое падение.
Жена. Версии и дискуссии.
Дом Ибрагима-паши, ныне музей. Стамбул
В 1524 году Ибрагим-паша женился. Султан Сулейман присутствовал на торжестве[22] и подарил молодожёнам огромный дворец на ипподроме в Стамбуле.
Николае Йорга писал, что Ибрагим женился на дочери дефтердара Османской империи Искендера Челеби[en],однако никаких доказательств не приводит[23] .
Дамад
Существует версия, что женой Ибрагима-паши была Хатидже-султан, сестра Сулеймана. Якобы Хатидже родила Ибрагиму троих детей, но первый ребёнок скончался вскоре после родов.
Эта версия, судя по всему, не имеет под собой документальных оснований. Историки упоминают женитьбу Ибрагима-паши и пышные торжества, однако ни один из современных источников не дает подтверждений тому, что невеста была из семьи Сулеймана[22][24].
Некоторые вторичные источники упоминали о том, что женой Ибрагима-паши могла быть сестра Сулеймана, но имя не называли[22]. Эти версии поздние и восходят, вероятно, к князю Д. Кантемиру (1673- 1723), а за ним к Абдуррахманy Шерефу (1853–1925)[tr] и Хаммеру (1774- 1856).
Только в XX в версия дополнилась именем Хатидже, её автором был Узунчаршилы[25]. Через несколько лет он сам её опроверг[1], но она уже была растиражирована. Как он написал: «Я объявил в своей книге, что Хатидже-султан была женой Ибрагима-паши, я был неправ и в этой статье исправляю свою ошибку»[26].
Ни один из современных документов не называет Ибрагима по титулу «дамат», как положено называть человека, женатого на сестре или дочери султана.
Трое детей, приписываемых браку Хатидже и Ибрагима, на самом деле образуются из сына Ибрагима[2] и двух дочерей Хатидже.
Мухсине
Согласно последней версии, более вероятно, что женой Ибрагима-паши была Мухсине-хатун.
Её дед, Михалоглу Искендер-паша, был санджакбеем Боснии, в разные годы был бейлербеем Румелии и Анатолии, четвертым визирем.
Дочь Искендера-паши, Хафса (мать Мухсине-хатун), была первой хозяйкой Ибрагима в его бытность рабом. Именно она дала ему первоначальное образование и подарила Сулейману.
По этой причине сначала Мухсине отказывалась от брака, она не хотела быть женой своего бывшего раба. Однако это не помешало в дальнейшем их теплым отношениям, как свидетельствует обширная переписка, найденная в архивах.
Сын Искендера-паши, Хюррем-паша, был санджакбеем Дамаска.
Эта версия, забытая на время, была изложена Узунчаршилы в 1965 году[1]. В подкрепление этой версии через год Нигяр Анафарта опубликовала письма Ибрагима-паши, найденные в архиве и адресованные Мухсине. Эбру Туран собрала и систематизировала все доказательства[27]. «Мой дорогой, мой возлюбленный», «твой возлюбленный Ибрагим, который тоскует по тебе» — переписка паши с женой показывают искреннюю и нежную привязанность вплоть до казни паши в 1536 году. У них был сын, Мехмед, который умер в 1539 году[27].
Ещё в 1523 году Пьетро Зен писал о встрече с родственником жены Ибрагима-паши. В этом письме Зен подробно описывает её родственные связи[28].
В хронике 16 века İbtihâcü't- Tevârih есть запись о поездке Ибрагима в Дамаск, губернатором которого являлся сын Искандера-паши, и, как указано в хронике: родственник уважаемой жены Ибрагима. Запись относится ко времени экспедиции Ибрагима в Египет, что было через 4 месяца после свадьбы[29].
Дополнительным доказательством является мечеть Ибрагима-паши (также мечеть Мухсине Хатун; Кумкапы), построенная Синаном в 1532 году[30].
Компромиссная версия
Опираясь на несостыковку дат (1523 г. — запись Зена, 1524 г. — женитьба) некоторые (например, Улучай) оспаривают версию Узунчаршилы. Они считают, что Мухсине — жена, которая была до Хатидже, с которой он развелся. Однако, этому противоречит и сохранившаяся переписка, которая была между Ибрагимом и Мухсине до его смерти, и построенная в 1532 году мечеть. Улучай утверждает, что нашел письма Ибрагима к Хатидже, в которых тот инструктирует её, как вести себя с братом и Хюррем-султан, называет Сулеймана братом. В работе Улучая отсутствуют необходимые цитаты, кроме того, он ссылается и цитирует сомнительные (популярные, а не научные ) источники[31]. Несостыковка дат может объясняться ошибками в переводе дат из исламского календаря в юлианский. Так же возможно, что женитьба состоялась ранее, чем были проведены торжества. Но возможно и то, что у Ибрагима было две жены, он не развёлся с Мухсине перед браком с сестрой Сулеймана.